Приветствую Вас, Гость

Результаты   НОКО

Методические разработки

Технология кооперативного обучения как средство активизации деятельности обучающихся

Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как средства повышения качества образования. Современный урок - это урок, соответствующий требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях.

Современный урок это урок активной познавательной деятельности учащегося, организованный специально подобранными учителем методами и приемами обучения на основе научной организации труда и с применением современных средств обучения, обеспечивающих эффективность и качество учебно-воспитательного процесса и закладывающих основы формирования творческой личности.

Создание условий, обеспечивающих активность школьников в образовательном процессе – одна из приоритетных и необходимых целей современного образования, гарантирующих его высокое качество. Это требует, как отмечается в Концепции модернизации российского образования, изменения форм, методов и технологий обучения на всех ступенях обучения и повышения веса тех из них, которые

1) формируют практические навыки анализа информации, самообучения,

2) стимулируют самостоятельную работу обучающихся,

3) формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности,

4) формируют опыт самоорганизации и становления структур ценностных ориентаций.

Как достичь учителю этих целей? Где найти дополнительные ресурсы улучшения урока? Сегодня много говорят о личностно-ориентированном подходе в обучении. Что же на практике означает принцип ориентации на личность ученика?

По определению В.В. Краевского, ориентация на личность ученика в практике означает, прежде всего:

Тем не менее, ни для кого не является секретом, что проблемой сегодняшней школы является низкая эффективность традиционных учебных занятий. Достаточно сказать, что современный ученик не готов к самостоятельному добыванию знаний и сами педагоги, как правило, не удовлетворены результатами обучения, так как потенциал ученика раскрывается не в полной мере. С чем это связано?

Прежде всего, с тем, что в настоящее время традиционный урок не обеспечивает полной включенности каждого ребёнка в учебный процесс. Ученик является не активным субъектом, а скорее объектом воздействия: учитель сам планирует урок, сам объявляет тему, цели и задачи, организует процесс учения, вносит изменения в цели и деятельность ученика, как правило, всем ученикам сам даёт одинаковое домашнее задание. Таким образом, ребёнок, оставаясь пассивным, не имеет возможности проявлять самостоятельность, развивать личностные качества.

Использование современных образовательных технологий способствует активизации деятельности школьников, развитию их самостоятельности. Одной из таких технологий является технология кооперативного обучения, разработанная немецкими преподавателями Лудгером Брюнингом и Тобиасом Заумом. Данная технология включает 3 фазы:  размышление – обмен информацией – представление результатов работы. Первая фаза предполагает индивидуальную работу учащихся. На данном этапе происходит активизация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме в форме «мозгового штурма» или «mind map». Вторая фаза включает парную работу или работу в малых группах. Учащиеся могут добавлять, уточнять, исправлять собственные высказывания и выработать единую точку зрения по теме. Группы могут быть образованы по разным принципам:

по склонностям, увлечениям;

постоянные группы;

формальные группы (образует сам учитель);

случайные группы.

Для образования случайных групп могут использоваться различные приемы: разрезанные почтовые открытки, квартет, разрезанные пословицы, карточки с вопросами, цветные карточки и т.д.

Чтобы все члены группы были заинтересованы в результатах своей работы, а не надеялись на тех, кто выполнит работу, необходимо распределить роли. Это могут быть предметные, методические или социальные роли. К предметным ролям относятся писатель (записывает результаты работы группы или ведет протокол работы группы), художник (создает презентацию или представляет результаты работы в виде рисунка или графика), попугай (повторяет важные высказывания, чтобы их правильно поняли все члены группы), задающий вопросы (задает вопросы по тем пунктам, которые ему самому не до конца ясны или не всем членам группы понятны). К методическим ролям относятся менеджер материалов (обеспечивает группу раздаточным материалом, карандашами, фломастерами ит.д.), шпион (подслушивает, что происходит в соседних группах), контролер (проверяет, все ли поняли задание), хранитель времени (следит за временем и предупреждает группу об оставшемся времени).

На третьем этапе работы учащиеся в пленарной работе готовят презентацию своих результатов. Чтобы все участники группы или пленума ответственно отнеслись к подготовке презентации, необходимо указать, что представлять презентацию будет любой член группы, выбранный учителем или посредством принципа случайности (например, у кого раньше день рождения, кто выше ростом и т.д.)

Чтобы работа на каждом этапе работы не затягивалась, необходимо указывать время. Еще один важный вопрос: как создать в группе командный дух? То, что учащиеся распределены в группы, еще не значит, что они являются командой. Для этого они должны лучше познакомиться и узнать друг друга. Этому содействует прием «Коммуникативная рука». Учащиеся рисуют кисть руки и на каждый  палец пишут информацию о себе, например: любимая книга, последний фильм/последняя книга (который я посмотрел/которую я прочитал), мое любимое хобби, мое любимое животное, моя сильная сторона в команде.

Таким образом, технология кооперативного обучения имеет много преимуществ:

Разработка урока немецкого языка в 6 классе по теме "Выходные"

Элективный курс "Страноведение для 10-11 классов"