Приветствую Вас, Гость

Результаты   НОКО

Методические разработки

Обучающие игры на уроках немецкого языка

… в игре человек испытывает такое же наслаждение

от    свободного   обнаружения   своих    способностей,

какое художник  испытывает  во  время  творчества.

Ф. Шиллер.

Федеральный      компонент     государственного      стандарта     общего    образования   разработан  с  учетом  основных  направлений  модернизации  общего  образования,  среди  которых  и  усиление  роли  иностранного  языка  для  обеспечения  успешной  социализации  учащихся.  Изучение  иностранного  языка  начинается  уже  со второго класса,  и  перед  учителем встает вопрос об использовании более эффективных технологий обучения с  учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Задачей современного обучения является не только усвоение школьниками определенных программ, но и их поступательное развитие. Очень важно развитие детей уже в начальной школе, так как здесь закладывается фундамент дальнейшего становления  личности школьника.

Необходимо отметить, что личность может развиваться только в процессе собственной деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка является учебная, в дошкольном же игра. Очевидно, что познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна. Успешным же себя чувствует ребенок во время игры. Получается, что обучающие игры смогут лучше всего помочь развитию и становлению младшего школьника.

Психологами было доказано, что игра «оправдывает» переход на новый язык. Она  является  одновременно  и  интересным  видом  работы  для  ученика,  и  аналогом  языковых  упражнений  для  учителя,  благодаря  которым  развиваются  навыки  всех  видов  речевой  деятельности.  Но  новый  социальный  заказ  повлиял  на  пересмотр  целей  образования  в  целом и обучения немецкому языку в частности.

       До  последнего  момента  целью  школьного  обучения  была  выработка  навыков  и  умений,  теперь  же  востребован  новый  тип  личности,  обладающий  5           компетенциями: социальной,    толерантностью,      коммуникативной,      информационной       и   компетенцией,  реализующей желание учиться всю жизнь. 

         Мы рассматриваем вопрос, соответствует ли использование игровой методики новым  требованиям  ФГОС обучения иностранным языкам в начальной школе.

В Примерной программе указывается, что  иностранный язык наряду с русским языком и литературным чтением … входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций()

Интегративной целью обучения иностранному языку в начальной школе является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне  в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Деятельностный характер предмета «иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственной ребенку данного возраста (познавательную, игровую, художественную, проектную, исследовательскую и т.д.) Таким образом,  перечисленные виды учебной деятельности получают приоритетное развитие в соответствии с новым  ФГОС.

Изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение ряда важных развивающих задач, среди которых выделяются

- развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в ходе овладения языковым материалом, в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх.

- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей, конкурсов и соревнований

- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в  игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового или учебного общения

- развитие познавательных способностей, овладение умением взаимодействовать со сверстниками в малой учебной группе.

Из всего вышеперечисленного следует, что развитие личности ребенка, его творческих способностей и накопление опыта разнообразных видов деятельности на начальном этапе происходит наиболее эффективно в игре. Необходимо отметить, что принцип учета игровой деятельности разработан Элькониным Д.Б., Негневицкой  Е.И., Китайгородской Г.А., Зимней И.А.

У младшего школьника развитие процесса мышления происходит так, что чужой язык ему кажется простым и доступным. Таким образом, усваивая иностранный язык в период, когда происходит активное освоение родного, ребенок впитывает чужую речь как нечто естественное, органическое, что нельзя сказать о более позднем периоде, когда речевая функция мозга уже миновала пик своего развития.

Играя, ребенок познает мир и моделирует условия реального общения. Также необходимо отметить, что с помощью игры   ребенок  получает удовольствие и учится, расслабляться и работать. Он  проявляет себя здесь индивидуально и в команде.  

У  младшего школьника, в соответствии с новыми ФГОС, происходит  смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому социально организованному обучению с привлечением других видов трудовой, поисковой и творческой деятельности.

Л. В. Занков утверждал, что каждый учитель должен сохранить детскую  активность внутренней психической деятельности, вызывая в  ребенке   живой   интерес   к   своему   предмету.   Практика доказывает, что  игра может сохранить эту активность.

 По   теории   И.А.   Зимней,   игра является   для   маленьких   учеников  …психологическим оправданием для перехода на новый язык при обучении().

     По Леонтьеву А.А.  …игра связана с построением «предлагаемых обстоятельств(), таким образом, чтобы ученик реально оказывался в ситуации, когда ему приходится действовать, так   или   иначе»   Получается, что    возможность     создания  заинтересованности  у  детей  в  свете  новой  образовательной  концепции  должна  занимать  на уроке все  более существенное место.

       Таким образом, если учитель использует на уроке различные игры, обеспечивается     постоянный    интерес   детей   к  иноязычной  речевой  деятельности,  к  предмету  «немецкий  язык». Процесс овладения иноязычным материалом подчиняется решению внеязыковых задач общения.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения.  Желание принять решение в игровой ситуации - обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ученик при  этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. В игре, как правило,  все равны. Она может оказаться по силам даже  слабым ученикам. Очень часто случается также следующее, что слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: потому что он более находчив и сообразителен, умеет приспосабливаться и ему чаще приходится искать выход. И эти его качества иногда  оказываются   более важными, чем знание предмета. Таким образом, игра создает атмосферу  увлеченности  и радости, ощущение выполнимости заданий. Дети преодолевают  в игре  стеснительность, которая мешает им  свободно употреблять в речи слова чужого языка, а повторения речевых образцов автоматизирует процесс запоминания и благотворно сказывается на результатах обучения. Языковой материал усваивается  постепенно и у учащихся появляется чувство удовлетворения.

    Специфика игры, как точно подметил М.Н. Скаткин, заключается в  том, что  учебные  задачи  выступают  перед  ребенком  не  в   явном   виде,   а маскируются. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в  результате  игры он чему-то учится (). Игра несет в себе здоровьесберегающие функции: учителю нет необходимости ставить  цель  –  отдохнуть или  переключиться -  характер игры как таковой сделает свое дело.

  Из этого, следует, что  игра – это:

- коммуникация;

- индивидуализированная деятельность, глубоко личная;

- обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;

- развитие психических функций и способностей;

- «учение с увлечением».

Здесь нам хотелось бы подчеркнуть, что одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. На это влияют условия работы самого учителя, его темперамент и творческие способности. Чтобы игра способствовала развитию речевых навыков и умений, давала учащимся проявлять самостоятельность в решении задач, необходимо обозначить требования к игре, как таковой, и условиям ее проведения:

- каждый ученик должен иметь обязательно свою роль;

- игра должна иметь личностный смысл и значимость для каждого участника;

- учитель должен быть уверен в целесообразности ее использования;

- необходима система игр, которая предполагает постепенное усложнение материала;

- необходимо учитывать особенности всех участников группы.

Существуют две основные группы игры:

    Соревновательные игры, содержащие организационные установки и правила для достижения успеха, величина которого определяется по количественным критериям (кто больше, кто быстрее, кто правильнее, с наименьшим количеством ошибок выполнит задание), а также по качественным критериям (кто, точнее, кто оригинальнее, кто интереснее, кто разнообразнее и тому подобное построит речевое высказывание).

Ролевые игры, в которых «проигрываются» различные ситуации. К этой группе мы относим: моделирование - проигрывание от своего имени ситуаций бытового или условного характера. Игры второй группы требуют исполнения ситуаций в опоре на воображение, социальный и эмоциональный опыт, фоновые знания участников.

     Обучающие игры имеют, как правило, цель (т.е. необходимо обозначить тот или иной выигрыш); набор критериев для определения победителей и проигравших (т.е. происходит соревнование); и  правила, которые управляют действиями игроков.

Использование игрового метода на уроке позволяют учителю формировать определенные навыки, развивать определенные речевые умения, обучать умению общаться,    развивать необходимые способности и психические функции, расширять кругозор учащихся и помогать им в запоминании речевого материала.

Используя игровую деятельность на наших уроках, мы пришли к следующим выводам:

- игровые технологии значительно повышают мотивацию к изучению иностранных языков;

- игра является средством активизации познавательной деятельности учащихся, способствующим ее актуализации;

- игра способствует коммуникативно-деятельностному характеру обучения, развивает воображение, мышление;

- игра создает на уроке доброжелательную и жизнерадостную атмосферу;

- игра помогает снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьер;

Игры на развитие навыков аудирования и говорения

Игра - домино по теме "Спорт"